Поучение во Вторник первой седмицы Великого поста

О тех обрядах и правилах, какие нужно соблюдать приступающим к святым великим Таинствам Покаяния и Причащения

Придите, чада мои духовные, и выслушайте со вниманием те наставления, какие от имени Церкви считаю нужным и полезным предложить вам относительно вашей исповеди, с указанием на те правила и церковные обряды, какие вы должны при этом соблюдать по православному обычаю, для того чтобы достойно причаститься святых пречистых Божественных Таин:

1) Каждый православный христианин, начиная с семилетнего возраста, ежегодно должен очищать свои грехи таинством св. Покаяния, т. е. приходить на исповедь к духовному отцу и в его присутствии, после обычных молитв пред св. Крестом и Евангелием, исповедовать свои грехи Самому Христу Спасителю, Который здесь невидимо стоит, приемля наше исповедание.

2) Исповедоваться и затем, если будет то дозволено духовником, святых Таин приобщаться следует как можно чаще, по крайней мере во все четыре поста, какие с этой целью и установлены Святой Церковью. А тем более в Великий пост непременно каждый православный христианин должен очистить свою совесть покаянием, для того чтобы в духовной радости встретить величайший светлый праздник Божественной Пасхи.

3) Больные могут исповедоваться и св. Христовых Таин приобщаться не только через шесть недель, как это принято иными по какому-то произвольному правилу, но и каждую неделю, даже тяжелобольные, хоть каждый день.

4) Младенцы после их крещения до семилетнего возраста также могут приобщаться не только каждую неделю, но и каждый день, и притом без исповеди, которую, впрочем, могут приносить они и ранее 7 лет, т. е. лет с 6-ти.

5) Но те и другие, как взрослые больные, так и младенцы, за исключением внезапной опасной болезни, должны быть причащаемы всего лучше натощак, т. е. раньше вкушения ими пищи и питья. Младенцев всего лучше причащать за ранними обеднями, и особенно в таких церквях, где в это время не бывает проповеди. А то иные из них так кричат, что из-за них не слышно в храме и богослужения.

6) Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Это страшный грех!

7) Тех младенцев, особенно ещё грудных, которые не в состоянии употреблять твёрдую пищу, нельзя причащать в Великом посту, по средам и пятницам, за Литургией Преждеосвященных даров или вообще запасными Дарами, как это возможно для взрослых больных.

8) Двухлетних и более того возраста младенцев можно причащать, как взрослых, и за преждеосвященными Литургиями, и даже, в случае болезни их, и на дому.

9) Никто из еретиков, т. е. лиц, не принадлежащих к Православной Церкви, будет ли то взрослый или младенец, а также никто из раскольников без предварительного присоединения к Православию, а тем более никто из некрещёных, хотя бы то и младенец, причащаться в нашей Православной Церкви да не дерзает. Это было бы величайшее оскорбление для Таинства Св. Причащения, к которому и крещёные должны приступать со страхом Божиим, и истиной верой, и совершенною любовью.

10) Взрослые христиане православные приступают к св. Таинам с семилетнего их возраста не иначе как после предварительной исповеди и с разрешения духовного отца. Кому запретил до известного времени приступить ко св. Причащению один духовник, тот не должен идти для св. Причащения в другую церковь. Это было бы то же, что и клятвопреступление или явное поругание Таинства Покаяния, а с тем вместе и Причащения. Такое Причащение было бы для такого обманщика то же, что лобзание Христу Иудино, т. е. предательское.

11) Запрещается сдавать свои грехи по частям, как делают иные, люди хитрые, т. е. половину или больше незначительных грехов передают они на исповеди сначала одному знакомому духовнику, а другую, более тяжкую по степени грехов, другому, который и не знает их. Это было бы недобросовестно и лукаво. Так делают иные оттого, что своего знакомого духовника стыдятся. И потому, как фарисеи, своему-то духовному отцу передают лукаво и бессовестно только мелкие и обыденные грехи, а с теми, которые покрупнее (например, с грехами блудными) идут к другому, незнакомому, или, по их понятию, более снисходительному духовнику. Таковые забывают, что они таким-то действием обманывают не духовника, а Самого Спасителя и Бога, и через то уничижают Таинство св. Покаяния и становятся недостойными и св. Причащения.

12) Вообще неприлично без крайней нужды и причины, по одной только прихоти, менять духовников, как это делают иные, каждый год, точно барышники, которые меняют коней, ища такого духовного отца, который бы поменьше спрашивал, нестрого обличал и почаще разрешал принять святые Таины даже и тому, кто сам чувствует, что их недостоин. Что за глупость это? И что за бессовестность? Разве мы только духовнику одному исповедуем свои грехи, а не вместе с ним и Самому Христу Спасителю, Который для истинно кающихся одинаково милостив, а для нераскаянных и упорных во грехе одинаково и грозен? Кого мы тут обманываем таким-то лукавством, кроме самих себя? Что из этого, если слабый духовник, особенно, когда придём к нему, как водится, в толпе других, и не запретит нам приступить к св. Причащению, несмотря на наши тяжкие грехи, при нашем нежелании отстать от них? Да Сам Спаситель-то допустит ли принять нам, недостойным, Его пречистое Тело и честную Кровь Его? А если и допустит их принять, то не в суд ли только или осуждение, а не во исцеление души и тела, как допустил Он некогда Иуду не только до предательского лобзания в суду, но даже, по словам св. Златоуста и др., и до св. Причащения на Тайной Вечере, после чего этот ученик Его лукавый вскоре и погиб, как сказано: и шедъ удавися (Мф. 27, 5).

13) Впрочем, никому не запрещается по уважительным причинам избрать себе духовного отца из каких угодно пастырей Церкви, потому что власть священства у всех их одинакова. И, пожалуй, не грешно и заменить иного слабого и малоопытного другим, более того для нас полезным, назидательным, подобно тому, как и страдающие телесными недугами, не видя пользы от одного врача, обращаются к другому, более опытному. Бывают, например, и такие духовные отцы, которые на исповеди почти что ничего не спрашивают, или на всякий грех, в котором каются им духовные дети, или ничего не скажут, или твердят одно: «Ну, Бог простит, Бог милостив!» И затем ни одного совета, никакой епитимьи не дадут они даже и тому, кто сам этого желал бы во очищение своих грехов. В таком случае, конечно, может каждый отыскать или избрать себе другого, который мог бы больше успокоить совесть кающегося грешника. Есть, конечно, и между нами, духовным отцами, и такие, которые, как аз многогрешный, назидают своих пасомых только словом. А есть и такие, которые учат благочестию и исправлению других не только словом, но и высокою благоугодною своею жизнию. Поэтому, со своей стороны, чувствуя вполне все слабости и падения мои, я никогда не обижаюсь тем, что бывшие прежде моими духовными детьми переходят после к другим духовным отцам, которых считают они более меня достойными. Я доволен и теми, которые, несмотря на явное моё недостоинство, всё-таки ко мне являются на исповедь, зная наперёд, что тот духовник не может быть очень строгим на исповеди, кто сам пред Богом виновен почти что в каждом грехе, в котором каются пред ним его духовные дети. И потому по совести священства говорю: не знаю, как другие, а я очень снисходителен к кающимся грешникам. Боюсь накладывать на них строгие епитимьи, как делают иные[1]), из опасения, чтобы кающегося грешника через это не ввести в новый тяжкий грех неисполнением моего совета или завещания. И только тем советую не приступать до времени к св. Причащению, которые ведут открыто жизнь распутную, бесчестную и блудную и не хотят её оставить даже после Причащения. Нельзя же пометать Святая псом на явное поругание св. Христовых Таин (Мф. 7, 6).

14) Впрочем, в нынешнее слабое время, в веце сем, прелюбодейнем и грешнем, нам не до того, чтоб запрещать своим духовным детям переходить от одного духовного отца к другому или же очень строго исповедовать тех, которые приходят к нам на исповедь и с тяжкими грехами. Если будем всех судить по древним строгим правилам церковным, то едва ли половину нам своих духовных чад тогда придётся допустить до св. Причащения. И без того не ходят многие на исповедь по десятку лет и более, да если станем их ещё наказывать так строго за прежние грехи, в которых каются они через пять, через десять лет, и снова отлучать их на столько же годов от св. Причащения, то многие из них и вовсе перестанут приходить на исповедь и так умрут без покаяния…

Поэтому мы ныне просим всех и молим: хоть к кому угодно вам из православных пастырей, но ходите каждый год на исповедь. И если после нашей исповеди вы услышите от нас совет не приступать к святым великим Таинам, то от вас самих зависит, исполнить или не исполнить его. Если вы находите, что после Причащения вы исправитесь от тяжкого греха, то идите с Богом ко святому Причащению, хотя, конечно, и со страхом, и с трепетом, чтоб Господь не опалил вас Своим Божественным огнем. Мы насильно вас не остановим и торжественно не отлучим. Совет — не правило. Но если сами знаете, что вскоре после Причащения вы опять приметесь за то же, например, за блуд, прелюбодейство, постоянное пьянство или воровство, с которым и расстаться вы не можете, то лучше сами подождите приступать ко св. Причащению, чтобы не дать Христу лобзания Иудина, быть может, в тот же день, когда вы причастились. А если духовник ваш прямо запретил св. Причащение, то и не смейте причащаться ни в той церкви, где вы исповедовались, ни тем более в другой, украдкой от знакомого духовного отца, точно воры какие, как сказал Спаситель: прелазяй инудь, той тать есть и разбойник (Иоан. 10, 1). Иные говорят при этом: «Нам стыдно от родных не причащаться. Что подумают они о нас?» На это скажем по секрету, мы иным даём совет такой: «Иди в тот день в св. церковь, особенно многолюдную, постой с другими у обедни, но не причащайся! Кто же уследит за тем, подходил ли ты ко св. Причащению? А когда придешь домой, пусть другие поздравляют с причащением. Благодари их за это приветствие. Лучше людей обмануть, чем Бога прогневить». Впрочем, это только отговорка у таких-то личностей, что будто стыдно им не причаститься. Об иных родные и знакомые и без того отлично знают, что живут они распутно. Так что за стыд перед ними, если не придется причаститься! Добрые и умные из них поймут, что, действительно, таким-то явным грешникам не следует и причащаться. Лучше постыдиться пред людьми за тяжкий грех, который всем известен, чем бесстыдно лезть ко св. Причащению на явную погибель для души! Такое послушание совету духовного отца и такое кроткое смирение пред Богом и Его Святою Церковью послужит назидательным уроком для других и тебе, мой друг, на пользу. От такого праведного наказания или вразумления ты со временем, быть может, и исправишься, и найдешь скорее средство: или удалиться от греха, особенно распутства, или прикрыть его законным браком. С удовольствием могу сказать, что на многих из моих пасомых эта мера временного отлучения от св. Причащения действовала весьма благотворно, потому что вскоре после этого иные позаботились о браке, особенно с теми, с которыми жили дотоле распутно, и живут теперь спокойно и счастливо, по крайней мере, без угрызений совести, которая за этот грех их мучила жестоко.

15) Затем желающим достойно совершить святую исповедь и после приступить к св. Причащению завтра или послезавтра считаю не излишним кратко повторить те обряды и правила, с соблюдением которых по уставу Православной Церкви они должны совершать эти два великих таинства.

а) В течение той седмицы, которую они избрали для приготовления к исповеди, необходимо каждый день являться в Божий храм к самому началу каждого богослужения, не вкушая перед службой ни пищи, ни пития, а молиться в храме с сокрушением пред Богом и тёплыми слезами.

Только в случае особенных препятствий или уважительной причины и болезни можно в два-три дня сократить это приготовление к исповеди.

б) В это время, какое мы избрали для говения, нужно усугубить строгий пост, усилить молитву, а кому доступно это, и дела милосердия. Никакой порядочный христианин, за исключением тяжкой болезни, не позволит себе в это время употребления даже и рыбной пищи (кроме двух праздников в посту Великом: Благовещения и Вербного воскресенья), а тем более, даже и в болезни не станет он вкушать ни мясной, ни молочной пищи, а также ни вина, ни елея, когда нет на то разрешения церковного.

Впрочем, кто говеет в мясоед, тому строгого поста не полагается, разве по собственному его на то желанию.

в) Во время говения в посту, особенно Великом, нужно пищу употреблять только растительную, и притом самую простую, не изысканную, и в малом количестве. Да и то по окончании часов с вечерней или обедни по уставу только однажды в день, по вечеру.

г) Исповедь, как всегда мы это и внушаем, всего лучше принести не только накануне Причащения, как это делают иные в Великом посту, только по пятницам, когда нет возможности долго и подробно исповедовать свои грехи при множестве других желающих в один и тот же день принести святое покаяние, но дня за два, даже за три до св. Причащения, например, сегодня, завтра или в четверг, о чём и прошу усердно тех, которые желают несколько получше исповедоваться, а не в два-три слова. Особенно старым и малым, равно как больным, и особенно глухим советую всего лучше принести св. Покаяние в среду или четверг, чем только в пятницу в ужасной тесноте, где только грех один и нам, и исповедникам, и особенно исповедницам простого звания, находящимся в услужении, которые, желая поскорее попасть на исповедь, толкают друг друга, кричат и бранятся в храме, как на толкучем рынке… Что же это за Исповедь? Тем более советую исповедоваться таковым сегодня, завтра или в четверг, что они могут совершить причастие и раньше субботы — завтра или в пятницу. А гораздо лучше сделают те, которые исповедуются заранее — сегодня, в среду или четверг, а причащаться, если им угодно, подождут и до субботы. После исповеди они не много согрешат, да и то такими грехами, которые св. Причащению не препятствуют, потому что они снова в них покаются пред Богом во время чтения молитв пред Причащением. Употребление лёгкой растительной пищи и простого питания после ранней исповеди не послужит им препятствием к св. Причащению. А если бы у иного после этой ранней исповеди и случился тяжкий грех (чего трудно и допустить), то что мешает таковому снова прийти на исповедь хоть в самую субботу перед обедней и покаяться духовнику только в этом тяжком грехе, не повторяя других.

д) Довольно воздержаться от пищи и пития только накануне Причащения с шести часов вечера. Да и то слабым или малым, немощным можно и попить, и закусить чего-нибудь вроде хлеба и воды или чаю с булкой и после шести часов вечера, но только не позже полуночи. А тот тяжко согрешит, кто по крайнему невежеству или по непростительной дерзости и после полуночи до обедни в день св. Причащения себе дозволит хоть что-нибудь выпить или закусить, а тем более покурить. Таковые не должны и причащаться в этот день, а отложить Причащение до другого дня, и снова прийти к духовному отцу на исповедь и объявить ему этот грех невоздержания. Перед Причащением, кроме тяжко больных, не позволяется никому даже и просфору кушать или пить святую воду. Даже и младенцев нужно приучать к тому, чтобы причащались натощак.

е) Идя на исповедь, тем более ко св. Причащению, непременно нужно примириться, если нельзя лично, то заочно, с теми, с кем были ссоры или неприятности, и непременно попросить у всех прощения, без чего и Сам Господь нас не простит. Он не любит злых и их молитв, даров и даже покаяния не принимает (Мф. 6, 14, 15).

ж) Для того чтобы точнее и подробнее припомнить и исчислить свои тяжкие грехи, в которых мы ещё не каялись, или которые после покаяния снова повторили, нужно их заранее обдумать. А, пожалуй, можно их и написать для памяти на бумагу, конечно, тайно от всех, и это рукописание прочитать духовному отцу, который вместе с прощением грехов и уничтожит эту нашу рукопись греховную.

з) Кающиеся приносят с собой незажжённую (как бы потухшую) свечу в знак того, что у них, как некогда у дев нерадивых, светильник веры остался без елея, т. е. без добрых дел. Впрочем, люди бедные могут являться и без свечки, равно как и без всякой лепты за исповедь, которая как таинство должна быть совершаема безмездно. И если люди добрые и достаточные по своему усердию делают при этом своему духовному отцу за его труды свои приношения, то количество и качество этих жертв на содержание служащих алтарю вполне зависит от доброй их воли. Иные дерзко говорят нам, что будто бы они оттого долго не были на исповеди, что не с чем было им прийти к духовному отцу. Если нет ничего, ничего и не клади такой на блюдо. Мы не продаем святую благодать, по слову Господа: туне прияте, туне дадите (Мф. 10, 8). Впрочем, это ведь пустая отговорка: иной и пьянствовал за это время, пока не был он лет пять и больше «на духу», как называют исповедь, и другими грязными делами занимался, за удовольствия которых платил, конечно, немалые деньги. А идти на исповедь ему не с чем, даже и копейки жаль. Грустно и гнусно слышать такую отговорку! Значит, для осквернения плоти и служения бесу ничего иному не жалко, а для очищения души и лепты ему жаль! И не надо, — повторим мы, — ничего, только приходи, да совесть-то очисти. Мы готовы сами предложить такому-то, мнимым беднякам несколько монет вперёд, чтоб только и на будущий год он пожаловал на исповедь! И предлагаем иногда! Так нет, иные не берут, потому что сами ясно сознают, что они при этом лгут, будто не с чем было им прийти к св. Покаянию.

и) Придя на исповедь, как следует, в порядке, не борзясь и не толкая других, первее всего нужно правильно (вот так) перекреститься. (Признаюсь, всегда скорблю душой и крайне сожалею тех, которые и в это время издеваются над этой силою честнаго и животворящаго Креста, искажая его до совершенного безумия!) Затем нужно до земли поклониться пред аналоем, где Крест и Евангелие, стать чинно, со смирением, держа руки на груди крестообразно, или, по крайней мере, прилично, и слушать внимательно всё, о чём спрашивает духовник. Почти на каждый его вопрос о грехах приходится отвечать одно: «Грешен, — или, — грешна!» Исповедь не любит пустословия, не нужно повторять в ней те грехи, в которых мы давно покаялись, и от которых по милости Божией мы уже исправились. А то иная старушка начнёт грехи-то вспоминать от самой юности своей, в которых каялась давно. И тут готова целый роман изложить о своих-то похождениях… Извольте её слушать. (Это — не исповедь, а одно пустословие!) Сначала мы обыкновенно спрашиваем только общие грехи, например: «солгал, обманул, осудил, побожился, позлился, сердился, бранился и т. п.». А затем, если спросит духовник: «Нет ли ещё других, особенных грехов, особенно: блудных, или грехов страшного суеверия, крупного воровства, сильного и частого пьянства, рукоблудия, убийства, детоубийства или самоубийства, клятвопреступления и т. п.», — то тут-то и покажи свою добрую исповедь, во всем признайся откровенно и по чистой совести, как дело было, но в словах коротких, ясных, без всякого пустословия или извинения, и непременно после откровенной исповеди дай святое обещание всячески отстать от самых-то главных и смертных, особенно — блудных, из них. А главное — отнюдь никто, никогда и ни в чём не спорь с духовником! Это великая дерзость, за которую иной духовник без всяких церемоний может и удалить такого совопросника от самой исповеди за его лукавое гордое покаяние. Какого греха не творил, в том и каяться не нужно. Зачем лгать самому на себя? Просто скажи: «Нет, Бог миловал меня от этого!» Не пускайтесь никогда в мелочи и подробности, если о них не спрашивают. Если нет особенных грехов, то долго и не перечисляйте грехи обыкновенные. Со стороны духовного отца даже и того достаточно спросить: «Кроме грехов обыкновенных, всем нам, людям, свойственных, нет ли у вас грехов особенных, например, пьянства, блуда и воровства и т. п.?» Если скажешь по совести: «Нет», — то и этого довольно, чтобы он тебя простил и разрешил. И после не скорби о том, что он тебя неподробно исповедовал. Тайна твоего прощения над тобою совершилась в общем разрешении, какое он подаст тебе от имени Христа и во имя всей св. Троицы.

к) По окончании исповеди встань на колени, преклони свою главу, и получишь разрешение на земле, а в то же время будешь разрешён от Бога и на небесах. Се здрав еси, ктому не согрешай (Иоан. 5, 14). Блюди себя от тяжкого греха после обещания, какое дал ты Господу Спасителю во время исповеди! И веди себя как можно осторожнее, особенно в это время, до св. Причащения, равно как и после принятия св. Таин. Не уподобляйся омытой свинье, которая опять идёт в грязь.

л) После исповеди приложись к святым иконам Спасителя, Божией Матери и др. Выслушай в церкви или дома прочитай вечернее правило. А в день св. Причащения после утренних молитв и нового примирения со всеми оденься чисто и прилично, без соблазна и роскоши, как это делают иные бесстыдницы, которые и к св. Причащению, точно на бал, одеваются слишком нецеломудренно, даже в перчатках и с обнажённой грудью… Каждый приходи к самому началу службы в Божий храм, где и будет тебе сказано, как нужно подходить к св. Причащению, и будет тебе прочитано и правило перед Причащением! До начала службы приложись к святым иконам. Если угодно, подай просфору для вынутия частицы за твоё здоровье и за здравие своих родных, а, пожалуй, и другую — за упокой твоих родных. Не мешает от усердия и свечку поставить, и лепту вложить на пользу храма, и нищим подать. Но это — дело твоей доброй воли. Покуда запомни то, что ныне сказано, а там в своё время, если Бог поможет, и ещё услышишь краткое и полезное поучение пред самим Причащением. Дай тебе Бог покаяться вполне, от чистого сердца! Помолись усердно, и Господь тебе поможет благодатию Своею! Ибо Он не хощет смерти грешника, но еже обратитися ему со слезами покаяния и живу быти (Иез. 33, 11). Востани спяй, и воскресит тя Христос Бог (Еф. 5, 14). Ему же, со Отцем Его и Духом, честь и слава во веки веков. Аминь.

[1] Особенно монахи из мужичков, которые нередко и за малые грехи назначают по триста поклонов в день. Грешный человек, иногда такую строгую епитимью если не отменяю, то убавляю.

 

По материалам сайта Alexey-Osipov.RU


Предыдущая статья
Следущая статья


Вернуться